среда, 3 апреля 2013 г.

Модуль 8

Чему и как учить в XXI веке?

Система образования в целом и система высшего образования — чрезвычайно консервативны, и этот консерватизм вполне оправдан. От того, чему и как научат сначала школьников, а потом студентов, во многом зависит судьба любой страны, а России особенно. Принцип «Не навреди!» должен соблюдаться неукоснительно. И все-таки перемены необходимы. Изменения во всем мире в последние десятилетия происходят поистине стремительно, и их темп не снижается. Наиболее принципиальным изменением является появление совершенно новых информационных технологий. Десятками тысячелетий накопленный людьми опыт передавался изустно от человека к человеку, несколько тысячелетий с помощью книг, сначала рукописных, потом печатных. Сейчас появился новые средства информации — электронные. Вскоре после появления персонального компьютера он был назван «вторым великим уравнителем». Еще в большей степени на способы получения информации оказало влияние появление Интернета. Сейчас, пожалуй, не найти вопроса, на который можно было бы найти ответ в книге и нельзя в Интернете. Конечно, информация, попадающая в книги, подвергается более строгому отбору и является в целом более достоверной, но по актуальности Интернет имеет явное преимущество. Что же и как следует изменять в современном высшем образовании?

Необходима разработка новых методов преподавания математики представителям тех специальностей, для которых математика является инструментом призванным помогать в решении практических задач. При разработке этих методов необходимо учитывать то, к каким изменениям привело развитие информационных технологий, как изменился окружающий мир и конечно необходимо использовать достижения психологии. Сейчас нам известно гораздо больше о человеке, способе его мышления. Поэтому разрабатываемые новые методы должны опираться на современные достижения психологии.
Развитие информационных технологий и вычислительной техники привело к появлению множества стандартных программ, позволяющих решить почти любую математическую задачу. Для ее решения требуется не умение самому совершать сложные математические действия (брать интегралы, вычислять производные, рассчитывать функции распределения), а понимание того, как это делается, и способность сформулировать задачу для компьютера или, если эта задача нестандартная, для профессионального математика, и оценить полученные результаты. В то же время знание теорем, умение проводить формальные доказательства необходимо только очень небольшому числу специалистов, разрабатывающих новые методы и создающих новые программы.

Мы считаем, что главная задача учителя - это развитие мышления учащихся. А для этого нужны современные активные формы работы. И, конечно, нужны Интернет-технологии. Нам необходимо говорить с учениками на одном языке, а так же направлять учащихся на изучение современных форм литературного русского языка, самим не отставая в изучении новых возможностей Интернет. Учитель должен быть интересным для учащихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий